Sidebar

Вера в себя. Из лекции Йоги Бхаджана

ПРОСТО БЫТЬ
 

Ваши тело, ум, душа и личность выстраиваются в соответствии с вашими представлениями о жизни. Вы не позволяете себе быть свободными. Просто Быть. Мода, макияж, понятия, мышление, воображение — всё это создано для того, чтобы вы становились кем-то ещё. Так вы живёте и умираете. Это противоестественно. Вы этого не знаете. Большинство из нас проживает жизнь в отрицании. Нас не заботит, реальны мы или нет. Мы хотим быть тем, что нам подходит.

 
ПОНЯТЬ СЕБЯ ВНУТРИ
 

Йога — это не просто позы. Йога — это внутренняя соединённость, не внешняя — с каким-либо богом или духовным учителем. Учитель просто учит вас и показывает дорогу к свету. Вам требуется практика, чтобы вы смогли понять себя внутри себя. Ваше внутреннее Я способно осознать и увидеть вас.

Вы должны увидеть, что вы делаете с собой. Поскольку вы себя не знаете, не видите и не слышите, вам нужны друзья. Верные друзья убивают вас быстрее, чем враги. С врагами все ваши чувства обостряются. С друзьями этого не происходит. У вас есть только один защитник — ваша интуиция. У вас есть только один друг — ваш калибр. У вашего сознания есть лишь одно суперпослание для вас — станьте великими.

 
СИЛА МАНТРЫ И МЕДИТАЦИИ
 

В наступающей эпохе наиболее эффективными будут люди, практикующие йогу. Существуют две мощные вещи: мантра и медитация. Мантра продлевает блаженство. Медитация очищает ваш ум. Вам нужно и то, и другое. Какая польза от макияжа, дорогих вещей, денег и роскоши, если вы не знаете, кто вы?

Вы должны жить и умереть с чувством почтения к себе. Без почтения жизнь бесполезна. Вы можете обрить себе голову, оскорблять всех подряд, ходить голым или же одеваться в древние одежды, быть хорошим или плохим. Уважаете ли вы при этом себя? Независимы ли вы? Свободны ли? Осознаёте ли вы свои ценности и добродетели?

Йога — это не то, что вам говорят люди, не то, что вы читаете в книгах, это даже не та практика, которую вы выполняете. Йога — это сознание уважения к себе, достоинства, божественности и благородства. Всё это — вы. Вы внутри себя. Не снаружи. Сегодня вечером я прошу вас развить веру в самих себя. Для этого я дам вам мантру и упражнение.

Медитация "Развитие веры в себя"

Йоги Бхаджан, 14 февраля 2000 г., Лос-Анджелес 

Источник: "Год с Мастером"

Звуковой поток мантр. Из Лекции Йоги Бхаджана

Выдержки из лекции, которая была дана 25.03.1971 в Ашраме Харгобинд Садан в г. Сан-Рафаэль, Калифорния.

Мантры, которые вы пели, не придуманы мной или кем-то особенным. Они созданы в соответствии с вибрацией звука.

Если у вас случилась какая-то чрезвычайная ситуация, и вы хотите поговорить с другом об этом, лучше произнесите "Гуру Гуру Вахей Гуру, Гуру Рам Дас Гуру". И наблюдайте, как эта мантра проявит себя. Мы пели эту мантру в Индии. У нас там было много проблем. Мы можем проявить в жизни всё, что угодно.

Если вы хотите, чтобы время было благосклонно к вам, и чтобы ваше сознание возвысилось, тогда пойте:

Гобиндей, Мукандей, Ударей, Апарей, Хариян(г), Кариян(г), Нирнамей, Акамей.

Это восемь аспектов Вахей Гуру. Эта мантра очищает вас.

Если вы хотите избавиться от любых ограничений, стать совершенным, достичь значительного роста, вам нужно соединиться со своим Высшим Я, тогда пойте:

Эк Онг Кар, Сат Нам Сири Вахей Гуру.

Когда вы жаждете абсолютной любви, если вы хотите любить, хотите получить знание, тогда пойте:

Творец (Вселенная) и я, я и Творец (Вселенная) едины.

Если вы хотите быть благочестивыми, пойте:

Нам Кумари Нанка Чари Рахей Динн Раат

"Нанак, я должен быть всё время опьянён звуком Наам". Это очень чистая вибрация. Это очень хороший звуковой поток, и он действительно поднимает вас всё выше и выше. Это возвышение без падения.

Мы не поём ничего эмоционального.

Это диалог между вами и вашим умом. Он происходит внутри вас. У тех мантр, которые мы поём, есть определенное значение, определенная слаженность и особенная вибрация. Я не придумывал их. Я просто знаю, что они мне помогают, поэтому я даю их всем.

Когда я пою мантры, я могу пройти через любые трудности. Ничего не остановит меня. Когда бы я не взывал "Гуру Гуру Вахей Гуру, Гуру Рам Дас Гуру", я всегда мог справиться со всем. Когда мы были в Индии, у нас были тяжелые времена, никакого отеля у нас не было. В это сложное время я передал ученикам свою мантру. Я сказал: "Ладно, дела обстоят так. Давайте споём эту мантру, и неприятности обойдут нас стороной". И с нами не случилось ничего плохого. Мы справились со всем.

Если я пою "Эк Онг Кар, Сат Нам, Сири Вахей Гуру", я должен особенно впечатлить свои уши, чтобы услышать, что именно я произношу. Если у меня это получается, я добиваюсь отличных результатов.

Вы слышите эту мантру? Вы соединяетесь с ней через слова звукового потока? Я вхожу в контакт с мантрой так:

Эк – это абсолютный единый.

Онг – я чувствую, как всё прорастает.

Кар – вся красота творения разворачивается вокруг меня.

Сат – я становлюсь реальным для самого себя.

Нам – я возвышаю себя до Бесконечности, и я есть истинное определение этой истины.

Сири – всё, не имеющее значения, уходит от меня.

Вахей – даёт мне смирение.

Гуру – я соединяюсь с ним.

Когда я медитирую таким образом над мантрой, это называется отражением звукового потока. Попробуйте петь таким образом.

Так что же такое звуковой поток?

Если вы достигнете совершенства звукового потока, вы достигнете совершенства звука, а значит, вы достигнете Творца. У вас есть мантра, и вы должны соединиться с ней настолько совершенно, чтобы из этого союза природа родила звук для вас. Это звуковой поток. Если вы достигли совершенства в пении мантры, в итоге, когда вы сидите, гуляете или говорите, вы слышите её. Вы всё время везде слышите свою собственную мантру. 

Вы можете петь "Рам Рам", можете петь "Радхе Шам", можете петь "Сат Нам", это не важно. Но в пении нужно достичь такого совершенства, чтобы в любой ситуации: когда вы работаете, едите, спите – вы постоянно слышали эту мантру. Это означает, что вы достигли совершенства в практике вашей мантры, и тогда вам не нужно будет ни за чем следовать, всё будет следовать за вами.

У нас есть мантры, и это всё Аштапади, восьмичастные, мантры. У вас есть один звуковой поток, а вы хотите услышать другой, вы хотите изменений. Но у них один и тот же эффект.

У каждого звукового потока есть своя причина и эффект. И наш звуковой поток соединяет нас со всем через бесконечного Творца. У того, кто поёт конечную мантру, может быть свое знание о ней. Но в эпоху Водолея мы чувствуем, что мы должны знать, чтобы верить, а не верить, чтобы знать. Поэтому это не проявление любви конечной личности с целью достичь бесконечного Творца. Это прямой рост.

Вы можете отправиться на повозке из Нью-Йорка в Лос-Анжелес, если вам не жаль времени и усилий. Но если есть самолёт и деньги на билет, может быть лучше воспользоваться им и быстро долететь? Помните, Бесконечный Творец – это высшая цель конечной сущности человека. Чем раньше вы к ней придёте, тем лучше.

Учение Йоги Бхаджана

По материалам: 3ho.org

Перевод на русский язык: Клавдия Чупина для РОО "Федерация Учителей Кундалини Йоги" 

Дорогие друзья, эта статья является переводом. Подготовка текстов на русском языке – служение сообщества, мы делаем это для вас. Просим вас проявить уважение к работе волонтёров и при копировании материалов указывать сайт yogateachers.ru.

 

Крийя Антидепрессант - Содаршан Чакра Крийя

 

"Из всех двадцати типов йоги, включая Кундалини Йогу, эта Крийя - высшая. Эта медитация рассекает любую тьму. Она даст вам новое начало. Это самая простая крийя, но в то же время самая трудная. Она пробивается через все внутренние барьеры невротической и психической природы. Если человек находится в очень тяжелом состоянии, техники, действующие извне, не работают. Давление необходимо стимулировать изнутри. Трагедия жизни происходит, когда подсознание выпускает свой мусор в сознание. Эта крийя пробуждает кундалини, чтобы дать вам необходимую жизненную силу и интуицию для борьбы с негативным воздействием подсознания."

 - Йоги Бхаджан

Живя в реальном мире, мы постоянно испытываем чувства, переживаем события. Нам кажется, что мы сами проектируем свою жизнь, принимая решения совершая те или иные поступки. Когда с нами случается что-то хорошее, мы благодарим судьбу, когда что-то плохое, мы пытаемся понять почему, или ищем виноватых, или принимаем всё как есть глубоко вздыхая и покоряясь воли бога, судьбе. Так кто-же на самом деле управляет нашей жизнью, поступками, состоянием, результатами?

Разные религиозные традиции проповедуют разный подход к жизни: для одних жизнь это кратковременное страдание, и её нужно перестрадать. Для других жизнь это сплошное блаженство но нужно научится его испытывать.

Мне всегда был близок именно второй подход, и практикуя в течении жизни в разных направлениях я искала методики, подтверждающие возможность пути без боли и страданий. С детства меня мучал вопрос: ведь если Бог создал нас по образу и подобию, неужели он тоже чувствует боль и страдания? Ладно мы, немного пожили и умерли, но он то постоянен, и боль тоже?

Все наши поступки и действия рождаются в подсознании, у 99% подсознание это скопление болезненных переживаний, травм, незавершённых событий. Всё это формирует «Запрет быть счастливым». Мы часто совершаем поступки, весьма логичные с нашей точки зрения, которые должны быть нам во благо. Но получается всё наоборот. Хорошо известна пословица «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Она иллюстрирует тщетность попыток счастья из подсознания, из ложного эго, из невроза. Его реально там нет и быть не может.  

Нет, по мнению многих, в короткой перспективе это получается: выпил – пару часов весел, а значит счастлив, влюбился – точно счастлив. Но стоит произойти событию, которое накренит постамент для счастья, и всё, сначала страх потери счастья, начинает обгладывать его края, а затем и вовсе разрушает. Если счастье было привнесено стороннем объектом в жизнь, то объект может пропасть или потерять своё значение в жизни.  Я знаю людей, которые дочитают до этого места и скажут: «Точно, хорошо, что я не такой. Ничего не ищу, а значит ничего и не теряю.» Но это ещё хуже. Это отвержение даже попыток быть счастливым. Из-за страха боли от потери.

Настоящее счастье -  безлично, безусловным, для него не требуется ничего, кроме самого человека и его согласия между его разумом-личностью и душой-сердцем. Всё что стоит между слиянием двух аспектов человека это болезненная совокупность нашего подсознания. Что в глобальном рассмотрении и есть наша карма. Карма не берётся неоткуда в текущей жизни, человеку не выдаётся книжка со списком кармических задач,  она проявляется в жизни, через травмы, события, которые оставляют след в нашей жизни и способствуют формированию психоэмоциональных  блоков и болезней.

Безусловное счастье возможно в случае, если мы разберёмся с нашими кармическими задачами, примем их без сопротивления, без усугубления, и найдём другой, отличный от предыдущего путь. Путь Дхармы.

Но так ли сложен механизм судьбы, чтобы мы могли им управлять?

Однажды ученик спросил у Будды: «Как долго времени нужно, чтобы сжечь всю мою карму?» На что Будда ответил: «Представь себе мраморную плиту, размером до горизонта, который ты видишь. И над этой плитой, один раз в год, пролетает голубь, и касается плиты шёлковым платком. Сколько потребуется ему времени, чтобы  стереть эту плиту в песок?»

Содаршан Чакра Крия, это тысяча рабочих с электрическими шлифовальными машинками, которые работают с метафорическим мрамором день и ночь. 

Работая с самыми глубокими блоками в подсознании, эта крия очищает самые дальние его уголки, освобождая место для всего нового, позитивного, радостного.

Начните делать эту крию и она сама выберет те проблемы и вопросы в вашей жизни, которые требуют скорейшего разрешения и будет методично с ними работать.

Эта крия удивительна тем, что её техника описана в Сири Грантх Сахиб в 15 веке. Поэт описывает изменения своей жизни и судьбы под воздействием этой крии.

Не просто двигаться вперёд, если прошлое тянет вас назад. Как только вы принимаете решение о начале практики этой крии, в вашу жизнь начинают приходить волшебные события, которые будут направлять вас к тому состоянию, в котором вы можете переживать безусловное счастье.

Есть много удивительных медитации в Кундалини Йоге, но Содаршан Чакра Крийя   является наиболее мощной техникой,  чтобы добраться до цели, решить нерешенные вопросы, стабилизировать свой ??ум,  и наполнить жизнь миром, спокойствием, ясностью, творчеством и радостью.

В ходе практики данной медитации, у вас могут возникнуть остаточные эмоциональные реакции, которые будут свидетельствовать о наличии травмы, принимайте их и идите дальше. Не давайте подсознанию сказать вам «СТОП! НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО!» Поймите, всегда приятно управлять кем-то. Тем более вами.))

Идите вперёд, делайте эту медитацию до тех пор, пока, ощущение безусловного счастья, не наполнит вашу жизнь.

Настройка перед практикой – обязательна. «Ад Гурэй намэ, Джугад Гурэй Намэ, Сат Гурэй Намэ, Сири Гуру Дэ, Вэй Намэ» - три раза. Желательно сделать крию – которая вам больше всего нравится. Приятной практики.

Техника исполнения Содаршан Чакра Крия:

Сядьте прямо со скрещенными ногами, выпрямите позвоночник и макушка тянется вверх, подбородок втянут в себя – лёгкий Горловой Замок. Левая рука лежит на левом колене в Гьян Мудре.

Глаза приоткрыты и смотрят на кончик носа.

Дыхание. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки, а остальные пальцы направьте вверх. Теперь сделайте глубокий вдох через левую ноздрю наполняя легкие до отказа.  Задержите дыхание, мысленно произносите мантру «Ва-хей Гуру»,  На каждое повторение мантры втягивая и расслабляя Пупочный центр.  Первый раз втягиваете мышцы и произносите – Ва, второй раз  - Хей и третий раз, произносите – Гуру.  Произношение в общей сложности 16 раз Вахей Гуру, требует в общей сложности 48 напряжений живота с задержанным дыханием. Затем закройте левую ноздрю правым мизинцем и выдыхайте через правую ноздрю. Это будет составлять 1 цикл — вдох через левую ноздрю, задержка дыхания и чтение мантры и выдох через правую ноздрю. Продолжайте повторять этот цикл в течение всего срока крийи.

Продолжительность: от 11 до 31 мин.  Мастера этой практики могут увеличить практику до 62 минут, а затем и до 2,5 часов в день.

Завершение: Сделайте вдох, задержите дыхание на 5-10 секунд, выдох. Вытяните руки вверх и трясите 1 минуту всем телом.

С любовью, Сердечно Ваша, Кайханиди Наталия

ИНТЕРВЬЮ С КАРТА СИНГХОМ: «В ЖИЗНИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЖАЗ»

22/12/2016

Карта Сингх Кхалса родился в Марокко в 1950 году. В возрасте двадцати лет Карта твердо решил посвятить себя поиску знания, которое смогло бы воссоединить его с утраченными корнями. В поиске истинного учения, способного дать понимание жизни и ее цели, он стал изучать математику и физику, восточную философию и психоанализ, учение суфиев. В 1970-х годах случилась судьбоносная встреча Карты и Йоги Бхаджана, после чего Карта Сингх полностью посвятил себя учению Кундалини йоги.

Мы общаемся с практикующими разного уровня и заметили тенденцию, что после 5 – 6 лет Кундалини йоги многие уходят в другие практики. Как вы думаете, в чем причина?

Это абсолютно нормально, мы называем эту стадию «window shopping» (Заглядывать в витрины, но ничего не покупать, — Прим. KJ). Вы начинаете заниматься сложной, прямой, очень сильной дисциплиной, которая не дает вам всех объяснений, какие вам хотелось бы получить. Эти знания не получить из книг. Вы должны  сами себе стать учителем, у вас своя собственная миссия для ежедневной работы — противостоять себе и держать обязательство. Многие люди не готовы на это. Поэтому они начинают искать, потому что застряли. Это нормально. Я сам учился у суфийского мастера и продолжал путешествовать по разным йога-школам, чтобы подпитаться. Проблема может возникнуть, только если вы начнете раскалываться под влиянием различных линий преподавания. Он (Йоги Бхаджан — Прим. KJ) говорил о том,  что вы можете получать любые знания — читать по руке, считывать информацию с тела или звезд  — учитесь чему угодно, но если вы начинаете соединяться с разными линиями учителей, может возникнуть диссонанс.

Вы имеете в виду такие линии, как Рейки?

Да. Вы можете получать знания из любого учения, но на определенном уровне вам придется выбирать: продолжать заниматься Рейки или идти глубже в Кундалини йогу. Для примера, Сат Нам Расаян — является частью одной линии с Кундалини йогой. Не смешивайте линии преподавания, чтобы не пришлось в какой-то момент отказываться от кого-то из учителей. Так у вас будет один источник, один Мастер, один путь, но при этом вы сможете получать знания отовсюду. Даже ваш сосед может вас научить чему-то, так зачем же себя ограничивать. Однажды вам придется решить, какому следовать пути, если вы не сделаете это в течение 7 лет практики, у вас уйдет очень много времени на принятие такого решения.

Какой совет вы можете дать тем, кто чувствует, что застрял?

Встретьтесь со своим учителем — это первое. Постарайтесь найти своего учителя, если у вас его еще нет — второе. Наша традиция Гуру-Чела  (Учитель-Ученик)  до тех пор, пока вы не найдете учителя, который приведет вас к Гуру, вам нужно продолжать его искать. Вы можете начать с одним учителем, и он доведет вас до определенного места, но когда почувствуете, что застряли, ищите другого. Найдите того, кто доведет вас до пункта назначения. Я не могу учить всех, но если кто-то будет настойчив, он найдет меня.  Вам нужно путешествовать, выходить и искать.

У вас очень узнаваемый стиль преподавания, классы интенсивные, в том числе физически. Как я как учитель Кундалини йоги могу найти свой стиль? 

Просто я передаю учение в точности так, как получил. Но сегодня люди этого не понимают, в этом проблема, люди приходят на Карта Йогу, но это не Карта Йога. Это абсолютная Кундалини йога. Вы не должны искать стиль, вы должны искать опыт. Вы можете делиться только тем, что знаете из своего собственного опыта. Так что если вы ходите на классы, практикуете, что должны практиковать, то однажды проснетесь с пониманием, что стали мастером в чем-то и можете этому учить. Он сказал: «Сначала вы стакан воды, который наполовину пуст. Вам нужно наполнять его, наполнять, наполнять и, когда он наполнится до краев, вы сможете делиться». До того, как это случится — чем вы можете поделиться, понимаете? У вас должно быть терпение, пока наполняется стакан. Вахе Гуру.

Правда также в том, что, когда мы находимся на месте учителя, мы передаем то, что приходит из Золотой Цепи учителей, и все-таки нужно быть наполненным?

Вы можете быть каналом, Он дал нам эту возможность и доступ, но также он сказал, что единственная надежда в Кали-юге (текущая эпоха по индуистскому временному циклу, отличается падением нравов, утратой моральных ценностей, забвением долга — Прим. KJ) на то, что вы станете автономными, цельным, самостоятельным.  Даже будучи неквалифицированным, если у вас есть уважение к Золотой Цепи, то, он сказал: «Я благословляю вас, притворяйтесь и у вас получится». Это первый этап, на этом этапе вы думаете, что хорошо справляетесь, потому что являетесь воплощением Учителя. «Я представляю учителя, зная внутри, что им не являюсь». И вы сидите как йог в Гималаях, а все проецируют на вас: «О, это настоящий учитель». Потом приходите домой и думаете: «Черт, они все мне верят, что мне с этим делать».

И что же делать?

Держаться, и вас поддержат. Не воспринимайте учение как что-то, чему вы можете научить, только лишь притворяясь, что вы честный. Лучше тогда просто не преподавайте. Это ловушка, измена. Мы не хотим знать, что вы умеете или не умеете, но хотим, чтобы вы преподавали то, что получили в том виде, в каком получили это. Если вы не справляетесь с чем-то, то может быть справятся ваши ученики, не меняйте учение, думая: «О, я не могу сделать это, а значит, не буду этому учить». Это предательство. Это недопустимо. Если вы действительно учите тому, что получили, это повлияет на вас. Чем больше вы учите, тем больше учитесь сами. Мы называем это сознательной шизофренией: вы одновременно и учитель, и вы сами. И однажды вам приходится решать: вы настоящий учитель или подделка. И эта шизофрения очень здорово работает. Так что вы не можете притворяться много лет. Вы притворяетесь в начале 2-3 года, затем начинаете паниковать.

Вы благословлены, у вас есть «Онг Намо» и «Сат Нам». Между ними вы защищены, но после не играйте в игры, будьте прямолинейными. Если чего-то не знайте, дайте крийю, дайте что-то, с чем ученик будет работать самостоятельно. Это даст время проанализировать и понять,  в чем суть его проблемы и  позднее вы сможете вернуться к нему с ответом. В большинстве случаев вы обнаружите, что ученик справился с проблемой сам. Вы в безопасности и можете двигаться так, постепенно вырастая и чувствуя себя защищенным. И однажды вы обнаружите себя сидящим здесь — вы это вы, вы — учитель… Но это путь не для всех. Не все понимают, что это значит — быть учителем. В конце концов, это ваша способность приносить себя в жертву. Если вы учитель, вы должны все отдать. Ныть: «О, уже поздно, я устал и пойду спать», это недопустимо для учителя. У вас нет времени, нет границ, нет пределов. Двери вашего дома никогда не должны быть закрыты.

Чем отличаются разные стили йоги.

Видов йоги огромное множество, и отличаются они друг от друга не только видоизменениями поз, но и философией.

1. Хатха-Йога Шри Б.К.С. Айенгара

2. Шивананда-Йога

3. Аштанга-Виньяса-Йога

4. Кундалини-Йога

5. Трай-Йога 

6. Йога Школы Тени

7. Фитнес-Йога

8. Бикрам-Йога

9. Дживамукти-Йога

10. Пауэр-Йога

11. Вини-Йога

Одни свято верят в чудеса статических асан, другим не терпится зарядиться божественной энергией, третьи после занятий учат санскрит, чтобы найти откровение в древних текстах. И хотя центров йоги в Москве пока гораздо меньше, чем в Нью-Йорке или Лондоне, проблема выбора уже становится актуальной. Так что, куда отправляться – на аштанга-виньясу или в Школу тени, решать вам.

 

1 Хатха-Йога Шри Б.К.С. Айенгара

В переводе с санскрита «хатха» означает мощь, неистовство, необходимость или усилие. При этом слог «ха» символизирует солнце, а слог «тха» — луну, и главная задача хатха-йоги — установление в организме баланса между солнцем и луной, активностью и расслаблением. В первую очередь хатха-йога призвана восстановить физическое здоровье человека: вернуть подвижность суставам, приостановить искривление позвоночника, нормализовать давление и пищеварение, укрепить иммунную систему и гормональный фон. А здоровье ума и духа должно стать прямым следствием физического здоровья.

Сам Айенгар в юном возрасте страдал многочисленными заболеваниями: малярией, брюшным тифом, туберкулезом. Врачи сомневались, что он протянет дольше 20 лет, и в шестнадцать юноша начал заниматься йогой с мужем своей сестры – Шри Тирумалая Кришнамачарьи, одним из лучших мастеров йоги в Индии, воспитавшим целое поколение учителей. 

 

Стиль Айенгара – статический: каждая асана удерживается в течение нескольких минут. В отличие от динамических видов йоги – аштанга-виньясы, кундалини – здесь тело буквально выстраивают заново, уделяя очень большое внимание мельчайшим нюансам: растяжке, напряжению в мышцах, поворотам и скручиваниям. Причем для каждого человека стандартные позы могут немного варьироваться в зависимости от того, что конкретно нужно именно ему. Для правильного построения поз используются деревянные кирпичи, веревки, одеяла и турники.

2 Шивананда-Йога

Свами Шивананда (1887-1963) — один из самых известных и любимых индийских учителей йоги. Врач по образованию, в 37 лет он приехал в Ришикеш. Именно там он решил стать отшельником. Медитируя по 12 часов в день и занимаясь йогой со своим учителем, Свами Шивананда при этом продолжал врачебную практику. В 1932 году он основал в Ришикеше ашрам, положивший начало его школе йоги. Для своего времени Шивананда был почти революционером: приглашал в дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивал право женщин на обучение йоге. После ухода Свами в 1963 году многие из его учеников отправились преподавать йогу в Европу и Америку.

Созданная Шиванандой система йоги — это статическая практика. Ее главное отличие от йоги Айенгара в том, что прежде всего студентов учат не асанам и пранаяме, а глубокой релаксации. Считается, что лишь в том случае, если вы полностью расслаблены, асаны принесут пользу и действительно послужат трансформации не только тела, но и духа. В зависимости от индивидуальных особенностей, психического склада и физической формы ученика инструктор подбирает практику релаксации. Например, для начала вас научат полностью расслаблять лицо, а уже потом — позе Кобры или Плуга.

Пять основных принципов Шивананда-йоги таковы: надлежащие упражнения (асаны), дыхание (пранаяма), расслабление (шавасана), диета (вегетарианская) и медитация (изучение священных писаний Вед и размышления о них).

3 Аштанга-Виньяса-Йога

Еще один ученик Кришнамачарьи — Патабхи Джойс в отличие от Айенгара сохранил динамический стиль своего учителя, положив начало аштанга-виньяса-йоге — одной из самых мощных и быстродействующих систем хатха-йоги. В аштанга-виньясе все асаны собраны с помощью виньяс — динамических связок. Разучить придется не только виньясы, но и специальную практику пранаямы — она называется Уджайи, или Победоносное дыхание. Синхронное с движениями, дыхание помогает разогревать тело изнутри и накапливать большой объем энергии.

Обильно потея в процессе занятия, вы очищаетесь от шлаков и токсинов, а благодаря виньясам обеспечивается активная циркуляция крови. Кроме того, большое внимание уделяется выполнению специальных энергетических замков, или бандхи, которые распределяют энергию по всему телу, а также направлению взгляда, или дришти. Каждой виньясе соответствует определенное дришти — на кончик носа, на третий глаз, на ладонь, на большие пальцы ног, вверх, вправо, влево, на пупок. Это позволяет практикующему успокоить ум и достичь внутренней концентрации. Всего в аштанга-системе шесть уровней, восходящих по степени сложности.

4 Кундалини-Йога

Кундалини-йога – йога энергетических каналов. Согласно индуистским представлениям, кундалини — изначальная духовная энергия творения, создавшая космос. Она присутствует в теле человека в непробужденной, дремлющей форме в основании позвоночника (в муладхара-чакре). Для того чтобы осуществить главную цель йоги — слиться с божественным сознанием, йог должен пробудить кундалини и поднять ее вверх по центральному энергетическому каналу вдоль позвоночника в седьмую чакру. Система кундалини-йоги была разработана и распространена среди сикхов — воинов средневековой Индии из штата Пенджаб. В 1970-х годах гуру Сири Сингх Сахиб (Йоги Бхаджан) стал первым учителем, познакомившим с кундалини-йогой Северную Америку и Европу.

«Некоторые преподают йогу так, будто это только набор упражнений — и больше ничего, но такие люди не имеют права называть себя йогами. Если бы гибкость тела и способность принимать разные позы делала человека йогом, лучшими йогами были бы цирковые клоуны», — говорит Йоги Бхаджан и уверяет, что практика кундалини-йоги позволяет человеку достичь за 2-3 года тех же результатов, на достижение которых методами хатха-йоги требуется 20-25 лет.

 

Кундалини-йога подразумевает различные медитативные техники (или упражнения). В большинстве случаев медитация длится 3 минуты, 11 минут, 22 минуты, 31 минуту, 62 минуты или 2,5 часа. Обычно глаза закрыты и взгляд фокусируется в точке межбровья (это стимулирует гипофиз и интуицию) или на кончике носа, что помогает контролировать ум. Практически во всех медитативных практиках применяются мудры. Иногда используются особые типы дыхания. Многие техники выполняются под специальную музыку или сопровождаются пением мантр. Если нет особых указаний, то медитируют сидя, с прямым позвоночником.

В основе кундалини-йоги лежат крийи — специальные комплексы динамических упражнений, сочетающихся с дыханием и медитацией. Впрочем, даже если вы не ставите себе целью обрести просветление, кундалини-йога помогает восстановить душевное равновесие. Самую знаменитую американскую учительницу кундалини-йоги зовут Гурмукх, она научила «раскрывать потенциал и расслаблять ум» пол-Голливуда. А Синди Кроуфорд недавно призналась, что теперь она в неоплатном долгу у Гурмукх — за Кундалини-йогу и все счастливые перемены в своей жизни.

5 Трай-Йога 

В 1980 году американка Кали Рэй во время медитации начала испытывать состояние, которое называется криявати, — под влиянием пробудившейся кундалини она стала спонтанно выполнять асаны, дыхательные упражнения и мудры — ритуальные жесты, служащие для концентрации энергии. Из этого и родилась трай-йога — очень медитативная, плавная практика, в которой статические позы сменяются динамическими крийями. Связки напоминают танцевальные движения, а практика — единый мягкий поток. Последователи трай-йоги верят, что это и есть первоначальная йога, представляющая космическую силу созидания, а слово «трай» в названии означает тройной базовый принцип, лежащий в основании мироздания, и три энергии, которые являются неотъемлемой частью каждого из нас: Sat (Существование), Chit (Знание) и Ananda (Блаженство). И задача трай-йоги — единение, гармония и равновесие тела, ума и духа.

6 Йога Школы Тени

Название «Йога тени» взято из шестой главы древнего тантрического трактата “Шива Свародая”. В этой главе, которая называется “Йогой Человека Тени”, рассматриваются различные проявления тени и их смысл как внутри, так и вне организма человека. Согласно анатомии хатха-йоги, человеческое тело состоит из трех отдельных тел и пяти оболочек, или теней, и растворение этих теней в процессе практики — главная задача йога.

Обучение основано на древних текстах хатха-йоги, в которых утверждается, что все фиксированные формы должны быть построены так, чтобы развивать практику свободного стиля — это гарантирует долгую жизнь и является необходимым шагом в достижении просветления. Главные позы, которые обязательно должны быть включены в практику: стоя, сидя, лежа (лицом вниз, вверх, в стороны), боковые, перевернутые, изогнутые, скрученные, приседания, балансы, наклоны вперед, прогибы назад и спиралеобразные.

7 Фитнес-Йога

Не является собственно школой и имеет весьма опосредованное отношение к древнеиндийскому учению. Собственно, это то, что остается от йоги, если убрать философию, представления об энергетической структуре человека, мантры, пранаяму и мудры. Ближе всего это направление к аштанга-виньясе, от которой фитнес-йоге досталась лишь последовательность динамических связок. Справедливости ради надо заметить, что далеко не все преподаватели ее соблюдают. Нередко инструкторы включают в занятия элементы классической хореографии и упражнения на растяжку. Это йога для тех, кто хочет исправить осанку, улучшить пропорции и похудеть, но медитации однозначно предпочитает беговую дорожку, а пранаяме — стакан свежевыжатого сока. И если вас пугают мистические ассоциации или вам просто некогда вдаваться в подробности и читать первоисточники, не спешите отказываться от мысли о йоге. Фитнес-вариация все же лучше, чем ничего.

8 Бикрам-Йога

Самое горячее (во всех смыслах) увлечение голливудских звезд и манхэттенских трудоголиков — йога в залах с температурой воздуха 40-43 градуса по Цельсию. Ее создатель — Бикрам Чоудхури родился в 1946 году в Калькутте и уже в четыре года начал брать уроки йоги у одного из самых известных индийских учителей — Бишну Гхоша, младшего брата Парамахансы Йоганады, написавшего «Автобиографию йога». В 13 лет он стал победителем Всеиндийского чемпионата йоги и удерживал этот титул до 17 лет, когда травма колена уложила его на больничную койку. Врачи были уверены, что Бикрам уже никогда на сможет ходить самостоятельно, но он вернулся к своему учителю и спустя полгода был здоров. Именно тогда Гхош благословил своего ученика на открытие центров йоги в Индии, Японии и позже по всему миру.

Перебравшись в Америку, Бикрам разработал и начал внедрять свой революционный метод «горячей йоги», утверждая, что индийские риши жили в очень жарком климате и фактически все асаны рассчитаны на разогретое тело, а заниматься при температуре 20 градусов — полный бред. В 1973 году он открыл студию в Беверли-Хиллз, и с тех пор в ней успели попотеть практически все звездные обитатели Лос-Анджелеса, от Мадонны и Майкла Джексона до Ирвина Уэлша и Сальмы Хайек. Комплекс бикрам-йоги состоит из двух дыхательных упражнений и 26 простейших асан хатха-йоги, которые выполняются в очень быстром темпе (от 10 до 60 секунд на каждую позу).

Поклонники уверяют, что бикрам-йога очищает организм от шлаков и токсинов, приносит облегчение при болях в спине, мигрени, астме, диабете, проблемах с печенью и селезенкой, а также помогает быстро восстановиться после травм. Врачи волнуются, что большая нагрузка на жаре может оказаться опасной для сердца, а высокая температура плохо сказывается на мужской способности к деторождению. А Чоудхури тем временем собирается запатентовать собственную асану — первый случай в истории, когда духовное учение становится рыночным брендом.

9 Дживамукти-Йога

«Джива» в переводе с санскрита означает индивидуальная душа, «мукти» — освобождение. «Мы стремимся учить йоге как духовной практике и напоминаем обучающимся, что они совершают трудное мистическое путешествие к просветлению. И мы создали метод, который позволяет не сбиться с пути», — говорит создатель этой системы Дэвид Лайф. Среди тех, кого он и его жена Шэрон Гэннон наставили на путь истинный, Стинг и Труди Тайлер, Кристи Тарлингтон и Рассел Симпсон. Дэвид (художник и музыкант) и Шэрон (танцовщица и певица) открыли для себя йогу в конце 1970-х годов, учились в Индии у Свами Шивананды и Свами Нирмалананды и фактически первыми попытались вернуть в преподавание йоги на Западе духовный аспект — пение религиозных гимнов и мантр, медитацию и лекции по философии. В их залах для занятий вместо белых стен и ковриков ученики обнаруживали алтарь, на котором могли соседствовать Шива, св. Тереза Авильская и фея Глинда из «Волшебника из страны Оз».

Если вы отправитесь в один из центров дживамуктийоги в Нью-Йорке, Лондоне или Торонто, помимо интенсивного выполнения классических йоговских асан в стиле аштанга-виньясы вас ждут обсуждение древних санскритских текстов и пение молитв, обучение пранаяме и крийя-йоге (практике очищения). Кроме того, вас застыдят за мясоедение и настойчиво порекомендуют стать вегетарианцем. И поставят в качестве саундтрека «Битлз» и индийский джаз Билли Лэсвелла. Дэвид и Шэрон — веселые анархисты, утверждающие, что нет никаких правил, кроме одного: «Вы можете установить контакт с Богом напрямую, самостоятельно». А их дживамукти-йога — проверенный способ сделать это среди космополитичного мегаполиса, а не в тиши гималайской пещеры. 

10 Пауэр-Йога

Этот стиль был представлен в 1995 году Берил Бендер Бирч. Как и положено человеку с фамилией Бендер, она фактически совершила небольшой подлог, взяв за основу последовательности первых двух уровней аштанга-виньясы и дала им новое название — простое и доступное каждому американцу. Кроме упражнений, укрепляющих мышцы и повышающих гибкость, пауэр-йога уделяет большое внимание дыханию и делает акцент на концентрации внимания и мобилизации эмоциональных ресурсов. Собственно, одна из главных задач этого метода — сделать человека не столько более просветленным, сколько более сильным, выносливым и энергичным.

Кроме Бирч тремя другими модными учителями пауэр-йоги в Штатах являются Брайан Кест, Барон Баптист и Марк Бланшард. Последний — любимец знаменитостей, в частности Дженнифер Лопес и ее тезки Энистон.

11 Вини-Йога

Одно из самых популярных направлений, созданное выдающимся индийским учителем Т.К.В. Десикачаром и его американским учеником Гари Кравцовым. Главный постулат вини-йоги — практика должна быть строго персонализирована, то есть учитель должен создавать уникальную программу для каждого своего ученика. Собственно, это напоминает некую «йогу на заказ». Кроме асан в обязательную программу вини-йоги входят пранаяма, бандхи, пение мантр и религиозных гимнов, медитация, изучение ритуалов и йогических текстов. При этом главным отличием вини-йоги от аштанга-виньясы является то, что во второй существуют жесткие последовательности асан, а в первой последовательности складываются спонтанно, в зависимости от настроения и конкретных нужд практикующего. Отличная терапевтическая техника — для избавления от болезней, дурных мыслей и апатии.