Sidebar

МИФЫ И ТАЙНЫ, СВЯЗАННЫЕ С КУНДАЛИНИ

Техники йоги и медитации уже много лет стали неотъемлемой частью западной жизни. Из ди­летантов мы постепенно становимся более продвинутой аудиторией. Если кто-то говорит: "Я медитирую", - теперь мы обычно спрашиваем, какой именно техникой медитацни занимается этот человек. Мы теперь не думаем, что бывает только один вид медитации. Постепенно мы начинаем понимать, что медитация и упражнения йоги оказывают на человека специфическое воздействие, которое может весьма сильно отличаться в зависимости от используемой техники. Институт исследования Кундалини был основан с целью изучения этих различий, чтобы соз­дать науку о сознании, которую можно было бы практически использовать в жизни, а также для исследования скрытых возможностей человека. В современных письменных источниках и уче­ниях все вопросы, связанные с Кундалини и Кундалини йогой, оказываются весьма запутаины­ми. С одной стороны некоторые авторы говорят, что Кундалини является наиболее мощной энергий для изменения сознания. С другой, читатели либо предостерегаются от практики Кун­далини йоги, либо соответствующие техники скрываются завесой секретности. Как можно бо­яться столь существенной для изменения сознания энергии? Только грубые ошибки в практике Кундалини йоги могут быть опасны. Западному миру посчастливилось, что Мастер Кундалини йоги, Йоги Бхаджан открыто делится с нами принципами и технологией этой древней науки. Он развеял множество ложных представлений и мифов, окружающих Кундалини и Кундалини йогу и дал ясные указания и учение, которое мы можем проверить практически.

  Йоги Бхаджан начал преподавать на Западе в 1969 году. До сегодняшнего момента он был и явля­ется единственным признанным Мастером Кундалини йоги. В то время многие учителя не каса­лись вопросов, связанных с Кундалиин. Многие люди сльшiали предостережения об опасности Кундалини йоги. Йоги Бхаджан открыл нам свои учения и предложил проверить их практически на собственном опыте. Теперь в 1976 Кундалиин стала популярной темой. Этому посвящаются различные серьезные исследования. И многие учителя, до этого никогда не упоминавшие о Кун­далини, теперь говорят, что вы можете поднять свою энерпшо, просто находясь в их обществе.

 

Некоторые учителя йоги распознают освобождение Кундалини по подергиваниям тела и гал­люцинациям, испытываемым учениками. Когда Йоги Бхаджана спросили, что он думает об этих учениях, он ответил: "Мы называем это йогой для дерганых. Это полное притворство. Признаком пробуждения Кундалини служит расширение сознания, сострадание и практичность человека, действующего в смирении перед своим Бесконечным Творцом".

 

Чтобы рассеять некоторые мифы, связанные с Кундалиин, давайте попробуем проследить, в чем источник этих ложных представлений. Первой проблемой является отсутствие знаний. Большинство авторов - просто писатели и ничего более. Они пишут книги и хотят, чтобы они. хорошо продавались. И у них не всегда есть опыт в той области, о которой они пишут. Они мо­гут честно делиться своими знаниями, прочитаиными у кого-то другого, кто в свою очередь взял их у кого-то еще. И эта цепь далеко не всегда ведет к Мастеру Кундалини йоги, а чаще всего к слухам и всеобщему недопониманию. Когда ложные представления публикуются в од­ной из множества книг, они обретают гораздо большую силу и собственную реальность, от ко­торых трудно избавиться. Большинство людей личному опыту и проверке предпочитают чте­ние и ссылки на чей-то опыт. П.Д. Успенский, широко известный философ и оккультист, излагающий в своих трудах учение Гурджиева, в книге "В поисках чудесного" описывает Кун­далини, как силу глобального гииноза, опутывающую человечество сетями иллюзии:

 

"На самом деле Кундалини - это сила воображения, сила фантазии, подменяющая собой реальную функцшо. Когда человек мечтает вместо того, чтобы действовать, когда его мечты становятся на место действительности, когда человек воображает себя орлом, овцой или ма­гом, это происходит за счет действия в нем силы Кундалини. Кундалини может действовать во всех центрах, и ее помощью все центры удовлетворяются воображаемым вместо реально­го. Овца, которая считает себя львом или волшебником, живет под властью Кундалини".

 

"Кундалини - сила, заложенная в людей для того, чтобы удерживать их в нынешнем со­стоянин. Если бы люди сумели увидеть свое истинное положение, если бы они осознали вест его ужас, они ни секунды не смогли бы оставаться там, где находятся. Они стали бы ис­кать выход из положения и очень скоро нашли бы его, поскольку выход есть; но людям не удается увидеть его, потому что они загипнотизированы. А Кундалини - как раз та сила, которая удерживает их в гипнотическом состоянии".

 

Эти взгляды основаны на полном непонимании. Успенский попытался изложить новую интер­претацию концепции Кундалини, однако эта концепция является на 100°/о интеллектуальной и не содержит никаких практических или технических указаний. Это ведет читателя к сужению перспективы, что затрудняет творческий поиск.

 

Гопи Кришна опубликовал целую серию книг о Кундалини. Он совершенно справедливо ни­шет, что Кундалини является основной эволюцноиной силой сознания, и что ее полная реали­зация ведет человека к духовности и совершенству. Он также советует провести исследования о биохимических изменениях, происходящих при освобождении энергии Кундалини. Однако его книги могут смутить человека описанием его собственного опыта. У Гони Кришны не было ни Мастера, ни техники для поднятия Кундалиин. При помощи медитации он сумел поднять энергию, однако его тело не было подготовлено к этому при помощи пранаямы или мантры. Это привело к негативным переживаниям. В книге "Пробуждение Кундалиин" он пишет, что если процесс происходит не гармонично, сознание становится:

 

"...запятнанным комплексами, тревогой, депрессией, страхом и другими невротическими и параноидальными состояниями, которые перемежаются возвышенными блаженными перио­дами, пророческими видениями и пробуждением творческих способностей. Однако все это может резко сменяться различными скрытыми формами психоза, страшными депрессиями, бешенством и дикостью безумия. Иными словами та же энергия праны, в чистом виде ведет

к озарениям пророка и мистическому блаженству, при легком искажении, может вести к мрачным состояниям страха, напряжения, депрессии и тревоги. В более тяжелых случаях она приводит к паническому ужасу неминуемого безумия".

 

Эти строки могут испугать многих учеников. Но предостережения без практических рекоменда­ций бесполезны. Это ведет лишь к неувереиности и непониманию. Когда я был в Каппмшре, я по­сетил Гони Кришну и спросил его, почему он описал такой опыт, но ни разу не упомянул, что та­кой опыт ни в коей мере не связан с практикой Кундалини йоги. Он ответил: "Я все еще не понимаю Кундалини. Опыт был со мной на протяжении последних двадцати семи лет. Я перевел множество древних текстов, однако они написаны символическим языком и трудны для понима­ния. Так что на сегодняшний день, я не могу вас чему-либо научить. Все, что я могу сделать, это побудить к дальнейшим исследованиям". Он также писал, что для подъема энергии необходимо полное воздержание от сексуальных отношений. И теперь в наш институт приходят молодые лю­ди, старающиеся побороть сексуальную энергию, в поисках опыта Кундалини.

 

Другой распространенной ошибкой служат попытки свести энергию Кундалини к какому-то Нервному механизму или физиологическому процессу, чтобы придать проблеме физическую или научную значимость. Так Васант Реле в книге "Таинственная Кундалини" определяет эту энергию как "змеиную силу, которую теперь называют правым блуждающим нервом, работа которого поддерживает функции всех жизненно важных органов". Эта серьезная ошибка явля­ется результатом искренней попытки объяснить огромное положительное воздействие, оказы­ваемое Кундалиин йоги на физическое здоровье практикующего. Однако для этого автору пришлось оставить в стороне неограниченную природу энергии Кундалини, в этом и заключа­ется его ошибка. Еще одним источником заблуждений служит слишком буквальное понимание символизма чакр. Эти символы были созданы для описания практического опыта и техник и требуют квалифицированной интерпретации. В соответствии со словами Йоги Бхаджана, когда нисания говорят о "повороте лотосной чаши луны", на современном языке это значит, что "сек­реция задней доли гинофиза приходит в равновесие с шишковидной железой, так, что мышле­ние проясняется и очищается". "Сфера звезд" действительно означает иногда физические звез­ды, однако это может быть символом полушарий головного мозга. Из-за большого пробела в интерпретации множество ложных учений продается простодушным ученикам. Артур Авалон проделал прекрасную работу по переводу древних текстов. Однако его книга "Змеиная Сила" отнюдь не на высоте в смысле практического подхода. В недавней статье, опубликованной в журнале "Современная Психология", известный специалист в области символизма Джозеф Кемпбелл опубликовал статью "Семь Уровней Сознания". Там дается описание символов, свя­занных с семью чакрами без какого-либо намека на их смысл и возможность практического ис­пользования. Многие читатели думают, что практическим применением этих символов является их визуализация. Однако это далеко от истины. Баба Рам Дас в книге "Тне ОпIу Дапсе There Is" совершает ту же ошибку. Он лишь вскользь упоминает о Кундалини:

 

"Это называется поднятие Кундалини. Это очень тонкая техника... Я должен делать упраж­нения Хатха йоги в течение долгого времени, затем следует пранаяма, представляющая со­бой серию дыхательных упражнений. Некоторые из них похожи на насыщение вас кислоро­дом в течение нескольких минут... затем вы учитесь как сосредотачивать внимание на нижнем конце позвоночника и визуализировать то, что в индийской науке об энергиях назы­вается первой чакрой. Вы учитесь фокусировать внимание на треугольнике из пламени, в котором расположена змея, обвивающая лингам или фаллос в три с половиной оборота, го­лова которой повернута вниз".

 

Такая медитация ведет лишь к трудностям. Этот автор делает также еще одну распространен­ную ошибку, утверждая, что при освобождении Кундалиин, практикующий входит в оцепене­ние и его дыхание останавливается.

 

"Необычайная вещь происходит с вами, когда вы перестаете следить за задержкой дыхания: вы переходите в состояние, где вы не дышите, но и не задерживаете дыхание. Обычно осоз­нание этого возвращает вас назад, вы думаете: "О, Господи, я же не дышу". И это заставляет вас падать обратно из пространства, где вы были в абсолютном покое, но где нет дыхания, есть лишь поток энергии, поднимающейся вдоль позвоночника к голове".

 

Опыт Кундалини не предполагает того, что вы входите в глубокий транс, перестаете дышать,находитесь вне этого мира или наполняетесь внутренним светом. Напротив, он приводит к большей интеграции с реальностью, расширяя ваши взаимоотношения с ней, так, что ваши дей­ствия становятся более эффективными.

 

Отнюдь не все писатели или учителя делают перечисленные выше ошибки, развивая мифы о Кундалини. Великий учитель Саами Вивекананда дает обширные объяснения о природе меди­тации и йоги в своей книге "Раджа йога":

 

"Когда, благодаря длительной внутренней медитации, масса накопленной энергии поднима­ется вверх по сушумне и достигает центра, это приводит к колоссальному эффекту. Этот эффект значительно превосходит все доступное воображению или чувствеиному воспри­ятию человека. Где бы мы ни столкнулись с проявлениями того, что обычно называют сверхъестествеиной силой или мудростью, это значит, что некоторая часть потока Кундали­ни нашла свой путь в сушумну. Однако в большинстве таких случаев люди в невежестве за­стревают на какой-то конкретной практике, позволившей им частично разбудить Кундали­ни. Все виды поклонения и богослужения сознательного или бессознательного ведут к этому результату. Человек, думая, что получил ответ на свои молитвы, не понимает, что удовле­творение исходит от его собственной природы, что он добился успеха, и, благодаря уму, на­строенному с помощью молитвы, пробудил часть бесконечной силы, скрытой внутри него. То, чему обычный человек поклоняется, называя различными именами, в страхе и ритуалах, йогин открыто провозглашает всему миру как настоящую силу, скрытую внутри каждого существа, мать вечного блаженства. Если бы мы только знали, как достичь ее... Йога и явля­ется таким путем, это — наука религиозного поклонения, реальность всех видов богослуже­ния, молитв, форм, церемоний и чудес..."

 

Помимо этого понимания природы Кундалиин он указывает на необходимость сбалансирован­ной практики всех восьми частей йоги. Концентрация, мантра, физические упражнения и пра­наяма все входят в эти восемь частей. Некоторые популярные группы такие, как Т.М. (трансцендентальная медитация Махариши Махеш Ноги) высказываются в пользу медитации без концентрации. Они также выступают против дыхательных упражнений и Кундалини. Од­нако недавние исследования показали, что такая медитация приводит к неспособности работать и справлять со стрессовыми ситуациями. Этот способ медитации приводит к преобладанию правого полушария над левым, что создает предрасположенность к отрыву от реальности и уходу в фантазии. В учениях изложенных Саами Вивеканандой, а также переданных Йоги Бхаджаном подчеркивается необходимость полного равновесия в практике. Тело, ум и дух —все они должны быть включены в работу в Кундалини йоге. Трудности возникают лишь при фрагментарной практике. Саами Шивананда в своей книге "Кундалини йога" занимает ясную и разумную позицию. Он признает достоинства Кундалини для духовного развития и делится

известными ему техниками. Он также отвергает идею о том, что психический опыт является признаком реализации Кундалини:

 

"Пробудить Кундалиин просто. Однако очень непросто будет привести ее к сахасрара чакре, через шесть промежуточных чакр. Это требует огромного терпения, настойчивости, чистоты и постоянной практики. Йогин, поднявший энергшо до сахасрара чакры становится повели­телем всех сил. Однако обычно ученик думает, что может прекратить свою садхану, подда­ваясь очарованию первого мистического опыта или овладения психическими силам. Эти ученики останавливаются на пол пути. Они стремятся демонстрировать свои успехи, чтобы получить признание у публики, завоевать себе репутацию и зарабатывать деньги. Это при­скорбная ошибка. Только полная реализация может привести к освобождению, полному по­кою и высшему блаженству".

 

Голоса немногих знающих учителей редко слышны за криками тех, кто стремится лишь к славе н признанию. Теми, кто собирает вокруг себя учеников, скрывая от них красоту и простоту на­стоящих техник Кундалиин йоги. Некоторые из них вызывают у своей аудитории психические эффекты или гаплюцинацни и выдают их потом за переживания Кундалиин. Настоящий учи-тешь всегда будет обращать ваше внимание на ваш собственный опыт. Он научит вас оценивать его по таким вашим качествам, как стабильность, смирение, способность к жертвам, правди­вость, понимание и практичность.

 

В 1969 году Йоги Бхаджана попросили рассказать о природе Кундалини и процессе ее реализа­ции. Его ответ был прямым и ясным:

 

С благословения моего Учителя, я осознал, что возможно быть здоровым счастливым и пра­ведным, оставаясь при этом членом общества. Но для этого вам нужна энергия, чтобы ваш мертвый компьютер ожил, и давал вам побудительный сигнал, и рассчитывал для вас все, что вы хотите совершить в этом мире. Согласно древнему Учению мы называем ее Кундалини, ко­торая заперта в муладхаре - самой нижней из чакр или лотосов.

 

Все это - плод воображения. Об этом наинсаны великие книги. И эти книги сбивали меня с толку на протяжении многих лет. И, тем не менее, я понял, что все эти чакры или круги, как мы называем их по-русски, заставляют нас ходить по такому количеству кругов, что мы вообще не можем выбраться из них и чего-либо достичь. Однако существует метод, позволяющий устано­вить непосредственную связь нашего компьютера с Ним, Величайшим Компьютером, и тогда все наши проблемы будут решаться автоматически. Этого не произойдет до тех пор, пока ду­ховный нерв не пробьется через блок в муладхаре и затем, поднявшись вверх, не достигнет того положения, которое даст вам сверхсознание в сознанин.

 

Мы должны создать напор праны и смешать ее с апаной и, таким образом, когда две сольются вместе, вы создадите тепло в праническом центре. Этим теплом праны вы можете создать на­пряжение в Кундалини или нерве души, свернутом в три с половиной витка над муладхарой ("т.ундал" означает локон волос возлюбленного, а отнюдь не пресмыкающееся или змею). Это разбудит ее, и она сможет пройти через воображаемые чакры и проникнуть сквозь джаландхара оандха (шейный замок), последний блок в позвоночнике на пути энергии к голове.

 

Теперь позвольте мне описать несколько понятий. Прана - это жизненная сила атома. Апа­ва - это очищение или сила очищения. Эти две силы, позитивная и негативная внутри нас, управляемые Пингалой и Идой, которые являются правой и левой. При помощи силы и знания Кувдалитпт йоги мы можем соединить их вместе и под их воздействием поднять Кундалини. Проходя через центральный нерв или Сушумну она достигает высшей чакры, и это открывает перед нами знание будущего. Психическая сила человека активизируется. Теперь он может звать окружающую его реальность во всей полноте и является благословенным существом.

 

После того, как вы глубоко вдыхаете прану (до пупочного центра) и втягиваете апану посред­ством корневого замка (вверх до пупочного центра), они смешиваются в пупочном центре, из-з:. гном как набхи чакра, на четвертом позвонке. По мере пробуждения Кундалини ощущается жар, и этот жар является нитью накаливания Сушумны или центрального спинного канала, по­доiхеиной слиянием праны и апаны. Под набхи чакрой энергия выходит из пупка и идет в ректум или нижний центр. А затем она поднимается. Это называется резервными каналами и относится к астральному телу.

 

Затем имеется еще шесть чакр, через которые должна подняться Кундалиин, и это происходит в один раз. Если вам удалось поднять ее - дело сделано. Самое трудное удержать ее, держать каналы чистыми и проницаемыми.

 

Путь от ректума до голосовых связок называется серебряным шнуром, от шеи до макушки го­ловы идет проход, от третьего глаза до шишковидной железы проходит золотой шнур. Для то­го, чтобы заставить энергfио подниматься по этим шнурам и проходам, мы нужно приложить гидравлические замки.

 

Вы должны применить давление. Вы живете в Калифорнии и наверняка знаете, как добывают нефть. Создайте давление, и нефть выйдет наружу. Ваш позвоночник - это лестница энергий. 1) Муладхара испускает апану, или очищающую энергию к пупку или четвертому позвонку, центральному местонахождению Кундалини. 2) Диафрагмальный замок переносит энергию к шее. 3) Шейный замок переносит ее вверх по остальной части пути. Шишковидная железа или местонахождение души не работает, пока десятые врата (макушка головы) запечатаны. Но если шишковидная железа под воздействием жара Кундалиин начинает выделять свой секрет, то ваш гипофиз начинает работать как радар, удерживаю ваш ум от негативного.

 

Да, Кундалиин известна как нерв души. И ее нужно пробудить, вашу душу нужно пробудить. Когда она пробудилась, больше ничего не надо, Чего ж еще?

В практической жизни все эти чакры - не более чем плод воображения. Кундалини - просто Кундалини, не больше. В принципе это не важно, прана и апана просто существуют, все зало­жено в нас. Мы самодостаточны. Все эти термины используются только для того, чтобы сде­лать процесс ясным, чтобы мы могли его осуществить. Это очень просто. После долгих лет блуждания во тьме, я обнаружил, что если бы я знал с самого начала, что все так просто, я смог бы избежать множества напрасных усилий. Обнаружив, что Кундалиин может подниматься таким способом, я был поражен. Для меня это было настоящим сюрпризом. Я спросил: "Как?! И в этом вся Кундалини?" - и мой Учитель ответил: "Да".

 

Все, что нужно, это создать в полости заряд правы, смешать его с апайой, а затем нагнетая эту энергию вниз, выдавить с ее помощью Кундалиин, как нефть выдавливается из под земли напором воды. В этом заключена великая правда. Она может показаться горькой, я знаю. Но прямо или косвенно, я всегда говорю об истине, поскольку я не могу сказать чего-либо вне истины.

 

Я осознал, что мы не можем дышать по нашей собственной воле. Не мы дышим, а Господь, пребывающий внутри нас. Иначе никакого дыхания нет. Теперь, что такое дыхание? Это было бы неплохо знать медикам. Под восьмым позвонком находится полость. И мы назовем ее пра­ническим центром. Хорошо? Когда мы делаем вдох до кончина языка и дальше через иду и нингалу, которые регулируют температуру тела, в этот пранический центр, мы втягиваем пра­ническую энергию. Праническая энергия - это жизненная сила атома. Если бы пятьдесят лет назад я пришел и стал бы говорить об атомной энергии, вы бы сказали: "Уходи, мы не понима­ем, о чем ты говоришь". Когда я говорю о пранической энергии, не думайте, что это что-то мистическое. Это очень практическая вещь. Эта энергия - жизнь атома. Мы храним ее здесь, на восьмом позвонке. Мы знаем некоторые действия, с помощью которых мы можем вдохнуть

эту праническую энергию и пробудить пранический центр. Пранический центр передает ее праническом нерву, который, в свою очередь, доставляет ее к мышцам, заведующим ритмом сердца и ритмом движений диафрагмы. Мы называем их "ц-мышцами", поскольку они имеют форму буквы "ц". Эти мышцы отвечают за весь этот поток жизненной энергии, который течет через вас и находится вне вашего контроля. Знаете, что делают йоги? Они создают резервуары пранической энергни в этой полостгi и потом могут жить, пользуясь этим резервом. Они акти­визируют эту полость с помощью некоторых упражнений, и, таким образом, знают как контро­лировать праническую энергию, прана-вайю и поток жизни. Это одна часть. Теперь перейдем к другой. Вторая - это апана, сила очищения, удаляющая все. Она связана с Муладхара чакрой. И именно там находится сила Кундалини. Теперь, прана, находится внутри нас, апана такова, что мы можем заставить ее циркулировать по телу. Вы можете почувствовать это сами и нау­чить этому других, именно этим мы здесь и занимаемся. Это абсолютно научный подход, здесь нет никакой мистики или чего-то, что я не мог бы вам объяснить. Это очень просто и практич­но. Мы заставляем энергию циркулировать.

 

Мы направляем эту циркуляцию по позвоночному столбу. Затем энергия ударяет в Муладхару, именно так мы пробиваем преграду или блок стоящий перед Кундалини. И когда мы делаем это, у нее нет другого выхода, как подняться. А в тот момент, когда она поднимается, вы стано­витесь благословенным. Вы увидите сами, компьютер заработает. Это все.

 

Что, это сложно? Здесь нет никакого секрета. Через двадцать, тридцать дней, если вы будете честно практиковать это час, два часа ежедневно, вы получите результат. Я сделал это, те­перь очередь за вами.

 

Две меры предосторожности: Вы должны делать шейный замок. Втяните подбородок, оставляя при этом шею и позвоночник абсолютно прямыми, не наклоняя голову ни вправо, ни влево. Если вы не будете делать этого, увеличившийся поток циркуляции, заставит клетки мозга рас­ти, а это может привести вас к сумасшествию.

 

Когда вы занимаетесь йогой, пожалуйста, ради Бога, помните, что вы играете с энергией, являю­щейся жизненной силой атома. Вы должны правильно понимать, что вы делаете. Поэтому я и пре­дупреждаю вас. В Шастрах драна описывается, как сила, охп3влвпощая атом. В этой розетке на стене напряжение 220 вольт, так? Полезете вы туда без изоляцин? Нет! Как же вы можете играть с пранической энергией без правильного учения и техники, которые и будут вашей защитой.

 

Факт остается фактом, для того, чтобы пробудить душу, вы должны пробудить Кундалиин. Если душа пробуждена, чего большего вы можете еще пожелать. Если вы начнете практиковать дейст­вия, направленные на пробуждение Кундалиин, нерва души. За рулем этой машины (вашего тела) будет душа, а не негативное эго, и, в конце концов, вы найдете Бога в самом себе. И я был бы ве­личайшим из людей на этой Земле если бы мне выпало счастье коснуться пыли под ногами того из вас, кто осуществил это. В противном случае вы просто глупцы, и нечего более".

 

В интервью 1976 года йоги Бхаджан ответил на ряд вопросов, связанных с Кундаяини и техниками Кундалини йоги.

 

Вопрос: Что такое Кундалини?

 

Ответ: Эта вся энергия космоса, проявляющаяся в индивидууме и за его пределами. Это энер­гия сознания. Мы не могли бы существовать вне постоянного потока этой энергии. С усилени­ем потока, ваш ум пробуждается. Вы выходите из жизни в своих фантазиях и становитесь более внимательными к трудностям и радостям этой жизни.

 

Вопрос: Опасна ли Кундалини?

 

Ответ: А деньги опасны? Это - просто энергия. Кундалини - это скрытая энергия, пробуждение которой ведет к полной осознаиности. Единствеиная опасность может заключаться в том, что че­ловек, чья энергия пробуждена правильным способом, становится полностью осознающим суще­ством. Его невозможно обмануть, с ним не пройдут никакие политические манипулвщин. Кунда­лиин существеина. До тех пор, пока вы занимаетесь с совершенной дисцинтшной, и ваша практика хорошо сбалансирована, проблем не будет. По мере практики вы заметите, что каждая крия со­держит в себе мантру в той или иной форме. Это направляет энергию в нужное русло.

 

Вопрос: Что вы можете сказать о людях, испытывающих видения, психические переживания, или чье тело дрожит после медитации?

 

Ответ: Это все ерунда. Эти гатцпоцинацни, психизм и слабостъ нервной системы ничего не значат. Если у человека, который занимается Кундалиин йогой, пранические каналы сильно загрязнены, то в тот момент, когда происходит прояснение, он получает опыт. Однако такой опыт нестабилен и не приводит к каким-либо долговременным изменениям. Есть также и другие варианты, когда тело и нервная система не были подготовлены надлежащим образом с помощью мантры или пра­наямы. Единственным способом оценить состояние Кундалиин служит сознание, с которым вы живете, от одного дыхания к другому, и мужество, с которым вы идете по пути.

Вопрос: Является ли целью йоги привести всю энергию в голову?

 

Ответ: Нет! Энергия Кундалини освобождается из пупочного центра, затем она поднимается вверх к голове. Завершение цикла наступает, когда она опускается, раскрывая полностью чакры одну за другой. Под открытием чакр я подразумеваю интеграцию способностей, связанных с каждой из них, в характере и поведении человека. Что хорошего в том, что человек будет на­полнен энергией, с которой он не может справиться?

 

Вопрос: Большинство учеников Кундалини йоги отращивают длинные волосы, обязательно ли это?

 

Ответ: Нет, вы можете практиковать с любой длиной волос. Однако длинные волосы - это первая техника для подъема энергии Кундалини. Когда волосы отрастают до своей естествен­ной длины и завязываются в узел на макушке у мужчин и темени у женщин, это притягивает праническую энергию, и она опускается по позвоночнику вниз. Поток позитивной энергии вниз вызывает уравновешивающий его поток энергии Кундалини, текущий вверх. Именно поэтому люди, которые не стригут волосы с рождения и хорошо о них заботятся, обычно бывают спо­койны и уравновешены. В действительности этот процесс является настолько важным, что да­же слово "Кундалини" происходит от слова "кундал", что значит "локон волос возлюбленного".

 

Вопрос: Вы говорили о чакрах, как центрах сознания. Не могли бы вы кратко описать те каче­ства, которые они дают человеку?

 

Ответ: Существует семь нервных центров, расположенных в теле вдоль позвоночника. Каждый из них является проекцией того или иного центра сознания. Первая чакра проецируется на об­ласть прямой кишки. Второй центр - это половые органы. Третий -пупочный центр. Когда вы одновременно сжимаете и втягиваете анус и половые органы, элегия направляется к треть­ему центру сознания. Четвертый центр расположен в середине груди на уровне сосков, это сер­дечный центр. Пятый - это шея. Шестой - между глаз в верхней точке носа. Седьмой и по­следний - на макушке головы. Он соответствует шишковидной железе.

Что такое человек? Есть ли какая-нибудь связь между человеком и этими центрами? Да! Чело‑

век, чье сознание сконцентрировано вокруг первой чакры является геем или лесбиянкой. У них не может быть секса с представителями противоположного пола. Если сознание находится во втором центре, то такой человек будет поглощен сексом или садистом. Таким людям нравится причинять партнеру боль, и они определяют себя с точки зрения пола. В третьем центре созна­ния человек неспособен преодолеть жадность. Он может очень стараться на своем уровне. Он будет хотеть вещами, принадлежащими другим, независимо от того, нужны они ему или нет. Четвертый центр сознания - это центр сердца, расположенный там, где соски и горло образу­ют треугольник. Здесь человек приобретает знание. Пятый центр сознания - это горло. Такому человеку не обязательно говорить красивые слова, однако все, что сходит с его уст, будет обла­дать силой. Такие слова будут проникать прямо в сердце тех, кто их слышит. В шестом центре сознания человек способен знать все, что окружает его. Он может пользоваться знанием или нет. Гипофиз дает его интуицин такую силу, что он может предвидеть будущее и не ошибается. В последнем, высшем центре сознания человек достигает высшей степени смирения. Здесь его эго становится универсальным эго так, что он не испытывает ни боли, ни удовольствия. Все, что он говорит, реализуется в действительности. Это высший центр сознания.

В глубокой длительной медитации вы можете узнать, где находится ваше сознание. Мы можем увидеть это также из того, что окружает вас в жизни. Из того, какие потребности наиболее зна­чимы для вас. Вы можете узнать на уровне какой чакры пребывает ваше сознание. Однако одно только знание ничего не изменит. Можете ли вы изменить все так, что ваше сознание подни­мется, трансформируется и выйдет за привычные рамки? Есть три способа сделать это. Пер­вый - вы растите в себе веру, внимаете Богу или вашему священнику и стремитесь жить по его словам. Второй - это путь длительной медитации, ведущей к самопреодолению. Вы знаете свои недостатки, вы докапываетесь до их корней, боретесь с ними и побеждаете. Третий спо­соб - сделать свою энергию и нервы настолько позитивными, что ваш ум будет неспособен производить негативные мысли. Таковы три способа, известные в этом мире.

 

Вопрос: Может ли учитель поднять Кундалини у ученика одним своим присутствием?

 

Ответ: Учитель может прямо стимулировать процесс Кундалини. Но что это будет за учитель? Ученики должны быть подготовлены и владеть технологией, позволяющей сделать это само­стоятельно. Почему они должны сидеть и ждать у стоп этого учителя как щенята. Они должны получить собственный опыт, а затем поделиться техниками с другими людьми. Техники Кун­далиин йоги настолько прекрасны и эффективны, что моя работа, как Мастера этой науки за­ключается в том, чтобы сдерживать Кундалиин и закрывать третий глаз!

 

Вопрос: Должны ли ученики Кундалини йоги воздерживаться от сексуальных отношений?

 

Ответ: За исключением особых случаев, ученик должен быть домохозяином и оставаться в мире. Он должен создать семью и выполнить обязанности перед духовной общиной. В действительно­сти воздержание означает жить самостоятельно, не злоупотребляя сексуальными возможностями и способностью к воспроизводству. В браке человек живет сам по себе, самостоятельно, посколь­ку оба партнера сливаются в единое целое. Даже в браке сексуальная энергия уважается и разви­вается. Нормальная пара, при правильном подходе к сексу, обнаружит, что одного раза в месяц вполне достаточно. Если вы хотите полностью воздерживаться от секса, не забывайте практино­вать Сат Крию каждый день, чтобы использовать энергfпо так, чтобы у вас не поехала крыша.

 

Вопрос: Когда Кундалини поднимается, вы впадаете в транс или оцепенение?

 

Ответ: Подъем Кундалини позволяет вам чувствовать блаженство в движении. Каждая клетка наполняется жизнью так, что вы движетесь без усилий, осознавая ритм и музыку, звучащую во всем, что вас окружает. Кундалини делает вас живым и дает вам милость бытия, здесь не может быть речи о каком-то оцепенении, похожем скорее на смерть.

 

Вопрос: Почему вы делитесь этюии учениями открыто? Нужно ли ученикам получать инициацию?

 

Ответ: Эти техники принадлежат тем, кто их практикует. Это наследие человечества. Я - просто почтальон и у меня есть множество писем, которые я должен доставить по адресам. Вы можете открыть их и прочесть и затем использовать, или же нет. Это - ваши проблемы. Мир меняется. Будущим поколениям эти практики будут нужны, чтобы сохранять свой ум здоровым, а тело сильным. Все эти учения помогут человечеству пройти через кризис взросления. Я делюсь ими не для того, чтобы создавать учителей или лидеров для будущего, но для разработки науки о челове­ческом "я".